В основе музыкальной системы лежит ряд звуков. Их 88, и расположены они в порядке возрастания высоты звука: от самых низких до самых высоких. Расположение звуков по высоте назвали звукорядом.
Каждый звук называется нотой звукоряда. Все знают названия 7-ми нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Эти названия повторяются друг за другом столько раз, что в итоге получается звукоряд из 88 звуков.
Расстояние между соседними нотами с одинаковыми названиями — это октава. Например: между двумя соседними соль — ровно октава. Как и ноты, октавы тоже имеют собственные названия: субконтроктава, контроктава, большая, малая, первая, вторая, третья, четвёртая и пятая октавы.
Рисунок 1. СКО — субконтроктава, КО — контроктава, БО — большая октава, МО — малая октава, 1 — первая октава, 2 — вторая октава и т.д..
Как мы уже знаем, октава состоит из 7 основных нот. Давайте посмотрим на фрагмент клавиатуры пианино:
Рисунок 2. Фрагмент клавиатуры пианино — одна октава
На рисунке 2 мы видим октаву. Белых клавиш ровно 7. Это ноты от до до си. А всего клавиш, включая и белые, и чёрные, 12. Таким образом, октава состоит из 12-ти нот. Расстояние между двумя соседними нотами получило название полутон.
Посмотрите сами. Плюсами обозначено повышение звука на полутон, минусами — понижение. Для работы программы ваш браузер должен поддерживать flash.
Тут всё просто: целый тон — это расстояние из двух полутонов. Посмотрите на рисунок 3:
Рисунок 3. Целый тон
Расстояние от первой слева белой клавиши до первой слева чёрной клавиши — полутон, потому что это две ближайшие друг к другу ноты. Расстояние от крайней слева чёрной клавиши до второй слева белой клавиши — тоже полутон. Тогда целый тон (или просто тон) — расстояние между 1-й и 2-й слева белыми клавишами. Можно проще: полутон — это расстояние между соседними клавишами, а тон — расстояние через клавишу. Помните о том, что между белыми клавишами могут быть чёрные клавиши — они тоже считаются, когда речь идёт о тоне или полутоне!
Проверьте, правильно ли вы поняли (ваш браузер должен поддерживать flash):
Обычно используется буквенное обозначение нот. Каждому названию ноты соответствует буква латинского алфавита: до=C, ре=D, ми=E, фа=F, соль=G, ля=A, си=H. В старину звукоряд начинался со звука ля и выглядел так: ля, си-бемоль, до, ре, ми, фа, соль. В этом случае, ступени обозначались так: A, B, C, D, E, F, G. Возьмите эту историческую справку на заметку — будет проще запомнить названия ступеней.
Если вместо названия ноты у нас буква, то как указать октаву, в которой эта нота находится? В этом случае рядом с буквой ставят цифру. Для субконтроктавы, контроктавы и большой октавы нота обозначается большой буквой, для всех остальных октав — маленькой. Цифры расставляют следующим образом:
Цифры иногда заменяют чёрточками. Количество чёрточек соответствует цифре (например, вместо цифры 2 — две чёрточки). Располагают чёрточки так же, как и цифры (сверху ноты или под нотой). Если цифра стояла внизу, то чёрточка рисуется тоже внизу. Например, ноту фа контроктавы можно обозначить так: F.
Теперь вы знаете, что звуки составляют звукоряд, что ноты (звуки) звукоряда упорядочены по высоте звука. Вы знаете, что октава состоит из 12 звуков. Расстояние между двумя соседними звуками называется полутон, а расстояние из двух полутонов — тон. Кроме того, вы научились записывать названия нот буквами, а названия октав — цифрами.