Думбыра

Домра - Думбыра

Думбыра — башкирский струнный щипковый музыкальный инструмент. Близко родственные инструменты распространены также у казахов (домбра), узбеков, других тюркских народов, а также у таджиков. В сравнении с казахской домброй думбыра заметно отличается меньшей длиной грифа.

Думбыра — традиционный инструмент народных сказителей-сэсэнов. Под ее аккомпанемент исполнялись эпические сказания и кубаиры, а также песни. Думбыра имела длину около 800 мм, три жильных струны, корпус выполнялся из долблёного дерева. Строй имела квинтово-квартовый. Играли на думбыре, ударяя одновременно по всем струнам. При этом нижние струны издают бурдонный звук, верхняя струна – мелодическая. Археолог, этнограф и краевед XIX века Р. Г. Игнатьев в своем труде «Салават Юлаев — пугачевский бригадир, певец и импровизатор» упоминал также «бандуру о пяти струнах».


К концу ХIХ — началу ХХ века думбыра вышла из обихода. Это было связано с тем, что на протяжении ХVII—XVIII веков сэсэны, будучи активными участниками и вдохновителями национально-освободительной борьбы, преследовались царскими властями и подвергались гонениям. Постепенно угасла традиция исполнения эпических сказаний, к началу ХХ века среди народа получила популярность мандолина фабричного изготовления.


Реконструкцию башкирской думбыры в 1980-х годах, опираясь на письменные источники и воспоминания старшего поколения, начал мастер В. Ш. Шугаюпов. Также над воссозданием этого инструмента работали мастера Г. Кубагушев, Ю. Зирин, А. Овчинников, В. В. Зубченко и А. Параев. В 1992 году при Уфимском государственном институте искусств была организована экспериментальная мастерская по производству башкирской думбыры и кыл-кубыза. В этой мастерской работали Р. М. Галимов, А. Я. Янгужин, А. Х. Байрамгулов, С. У. Баймухаметов.


Современный инструмент пережил некоторые видоизменения, в частности, гриф стал изготавливаться с 19 врезными ладами, корпус часто делается не из долбленого дерева, а склеивается.


Думбыра применяется как сольный и ансамблевый инструмент. Созданы оркестровые разновидности думбыры: сопрано, альт, бас.


Несколько слов о названии инструмента


Есть много версий, из которых можно отметить наиболее точную. Практически все аналогичные названия (в том числе и русское — «Домра«) происходят от арабского слова «Танбур», что со времен Дервиш-Али в вольном переводе считается «…Тан — сердце, бура — терзать». Все зависит от разного прочтения арабских знаков, где согласные свободно заменяются («М» на «Н», «Т» на «Д»), а гласные (кроме «А», «У» и «И») существуют в виде огласовок. Отсюда и идут производные слова: танбур — «домбур — дунбура — думбра — домбра — домр — домра» и так далее. Башкирский вариант имеет русское написание «Думбыра», где «ы» часто опускается («Думб(ы)ра»), а «У» заменяется на «О» («Домб(ы)ра»), что продиктовано национальной грамматикой и региональными диалектами.

Экспедиционные исследования по территории с проживанием коренного населения показали, что думбыра — достаточно известный башкирский народный музыкальный инструмент. Многие информаторы связывают исчезновение думбыры с влиянием городской культуры и появлением в продаже фабричной мандолины. Действительно, именно в 30-е годы вышла на полную производственную мощность ленинградская фабрика струнных инструментов, сначала довольно трудоемкая в изготовлении неаполитанская, затем более простая — португальская.


Реконструкция думбыры


К середине 80-х годов мастер В. Шугаюпов предложил ряд тесситурных разновидностей думбыры — малую и бас. Несколько комиссий из специалистов различного профиля рекомендовали думбыру В. Шугаюпова к тиражированию и применению в учебной сфере.
В 1988-89 учебном году сложились благоприятные условия для открытия в УГИИ кафедры башкирской музыки и фольклора под руководством доцента, кандидата искусствоведения, фольклориста Ф.Х. Камаева. Здесь, на кафедре, эксперименты с думбырой продолжились уже на научной основе.


Перед реставраторами думбыры стояла сложнейшая и противоречивая задача — создать инструмент, превосходящий акустическими качествами мандолину и сочетающий этнографичность с современностью.
К сожалению, восстановление шло разными путями и не имело общей организации. Мастера, среди которых не было специалистов по акустике и технологии изготовления струнных щипковых инструментов, пытались «объять необъятное». Ценность старинной технологии изготовления думбыры заключалась в использовании случайных материалов. Все остальное зависело от мастерства изготовителя и исполнителя. Предела совершенствования не было и здесь выигрывали наиболее простые конструкции, все остальное доделывало мастерство исполнителя.


Над думбырой работало много мастеров, из которых наиболее интересны конструкции уфимцев Г. Кубагушева, В. Шугаюпова, Ю. Зирина, А. Овчинникова, В., москвича В. Зубченко и мастера из Белебея А. Параева.
Мастер Г. Кубагушев сразу стал работать в этнографическом направлении. Мы не станем останавливаться на довольно оригинальных изобретениях этого талантливого мастера (была даже “думбыра-зонт”). Отметим самую лучшую и своеобразную модель думбыры, чем-то напоминающую западно-казахский вариант домбры-альта, но с тремя жильными струнами и оригинальным корпусом-резонатором.


Данная модель использовалась в выступлениях фольклорного ансамбля “Кубаир” АН РБ. Для него известный фольклорист Р.С. Сулейманов написал на башкирском языке пособие для самостоятельного обучения. Кварто-квинтовый строй (ми-ля-ми1) и хроматический звукоряд позволял исполнять на инструменте бурдонирующее сопровождение к мелодии и удобные для исполнения популярные национальные мелодии. Из довольно интересной серии инструментов этого мастера сохранилась только одна думбыра, остальные были уничтожены на кафедре башкирской музыки в УГИИ при совершенно нелепых обстоятельствах.


Инструмент москвича В. Зубченко — хорошо выполненная копия инструмента В. Шугаюпова.


Инструмент А. Параева — оригинальная версия думбыры. К сожалению его работа не получила продолжения после не совсем корректного обсуждения на кафедре народных инструментов УГИИ.
Думбыра мастера Ю. Зирина была выполнена по оригинальной технологии и представляла собой довольно своеобразное явление. На инструментах Ю.Зирина при кафедре башкирской музыки и в ДМШ-4 г. Уфы удалось организовать учебный ансамбль башкирских народных инструментов, где были использованы курай, баян и скрипка.


Думбыра мастера А. Овчинникова сегодня самая популярная среди профессиональных исполнителей. Мастер прекрасно чувствует конструкцию струнного щипкового инструмента. Можно смело утверждать, что думбыра А. Овчинникова впитала в себя весь опыт эксплуатации предыдущих инструментов. На его думбыре играют в популярных фольк-рок ансамблях «Караван-сарай», «Дервиш». Ее применяют в государственном академическом ансамбле народного танца им. Ф. Гаскарова и в недавно созданном государственом оркестре башкирских народных инструментов. Опыта эксплуатации думбыры Овчинникова пока нет. Мастер предлагает инструмент в нескольких вариантах: думбыру-альт акустическую и думбыру-альт со звукоснимателем. Возможно использование обоих вариантов в концертно-исполнительской практике и в учебной сфере.


Нет ничего особенного в том, что работа А.Овчинникова имела продолжение. Молодой мастер А.Владимиров создал свой вариант думбыры и приступил к массовому выпуску инструмента. Сейчас его думбыра выпускается в двух вариантах: концертный для профессионалов и, более простой, для учебных заведений.


Накопленный 20-летний опыт реконструкции и эксплуатации инструментов различных мастеров создал предпосылки для организации ансамблей, где инструменту отводится самая разнообразная роль от аккомпанирующего бурдонирующего инструмента до солирующего.
При ДШИ № 2 им. Ф.Камаева недавно создан ансамбль, где ведутся активные эксперименты с думбырами трех мастеров: Зирина, Овчинникова и ГУП БХП «Агидель» под руководством Р.С.Сулейманова. Весной 2003 года состоялось первое выступление ансамбля. Работа над башкирской думбырой продолжается.