Л. Л. Маевский «Георгий Иванович Жихарев – организатор, создатель и художественный руководитель ансамблей и оркестровых коллективов в Белоруссии»

Домра - Л. Л. Маевский  «Георгий Иванович Жихарев – организатор, создатель и художественный руководитель ансамблей и оркестровых коллективов в Белоруссии»

Статья члена правления Ассоциации белорусских домристов и мандолинистов Белорусского союза музыкальных деятелей Л.Л. Маевского)

 

Георгий Иванович Жихарев – организатор, создатель и художественный руководитель ансамблей и оркестровых коллективов в Белоруссии

Раскрытие данной темы – это не биография Г.И. Жихарева с последовательными хронологическими датами, не научное исследование, а тезисная информация, личные незабываемые воспоминания и впечатления от встреч с Георгием Ивановичем, начиная с моей студенческой скамьи в Минском музыкальном училище им.М. М. Глинки (с 1962г. оркестровый класс: оркестр народных инструментов и балалаечный оркестр, должность библиотекаря оркестров на протяжении 7 лет (2 года в ММУ и 5 лет в БГК), а затем по его приглашению участие в качестве исполнителя в октете балалаек на балалайке-альт, затем на балалайке-контрабас). Подробную биографию и рассказ о творческом пути Г.И.Жихарева я рекомендую проследить по статье В.М.Щербака (в сборнике статей «Пытаннi культуры i мастацтва Беларуi», вып. 12, Минск, «Вышэйшая школа», 1993г.). Интереснейший материал на эту тему можно прочитать в статье В. А. Чабана в журнале «Мастацтва Беларусi» № 5, 1986г. и в его же книге «Белорусское баянное искусство», Минск, 2008г.


Результатом исследования творческого пути Г.И.Жихарева является статья JI.С.Таировой в книге «Народно-инструментальное исполнительство Беларуси» (Минск, 2012г., с. 50-57). Творчество Георгия Ивановича настолько многогранно, что говорить о какой-то одной грани его деятельности, не упоминая о многих других, невозможно. Его творчество и музыкальная деятельность – это синтез, переплетение и взаимозависимость следующих сфер музицирования: блестящее исполнительство на балалайке и домре, дирижирование, педагогическая работа, аранжировка и инструментовка, организаторская, административная и просветительская деятельность.


Первый ансамбль был создан Г.И.Жихаревым в 1931г. в возрасте 16 лет, когда он обучался в школе ФЗО на токаря, научившись у своего отца Ивана Ивановича основным навыкам игры на струнных народных инструментах. За год до этого, в 1930г., Георгий Иванович познакомился с известным гомельским музыкантом, солистом-балалаечником, дирижером, учеником Н.П.Осипова Константином Антоновичем Корниловым, что в немалой степени повлияло на выбор его дальнейшей профессии, т.к. в 1931г. К.А.Корнилов часто выступал как солист на балалайке.


В 193-1933гг. Г.И.Жихарев являлся также артистом ансамбля Гомельского радио, и это стало в какой-то степени стартовой площадкой для создания в дальнейшем «своего» музыкального коллектива.


В 1934-1938гг. Г.И.Жихарев учился в Гомельском музыкальном техникуме и одновременно являлся руководителем оркестра народных инструментов в Белорусском лесотехническом институте С.М.Кирова. В 1937г. этот оркестр занял I место в радиоконкурсе Белоруссии.


В это же время он руководил оркестрами в Гомельском медицинском техникуме, в клубе швейников и в пионерском лагере «Ченки» (под Гомелем). В 1938г. состоялся переезд Георгия Ивановича в г.Минск, где он поступает на подготовительное отделение в Консерватории и одновременно является солистом-балалаечником и концертмейстером группы домр в оркестре радиокомитета.


В 1939г. его приглашают в Ансамбль песни и танца Белорусского военного округа в качестве руководителя оркестровой группы ансамбля. Несмотря на огромную занятость, Георгий Иванович находит время на подготовку и участие в 1939г. во Всесоюзном конкурсе исполнителей на народных инструментах в Москве, где был удостоен звания дипломанта.
Все военные годы связаны с его службой в составе армейского Ансамбля песни и танца в воинском звании рядового, прошедшего путь от Подмосковья до Восточной Пруссии. В этом же ансамбле он является руководителем секстета трехструнных домр, а в 1944г. – руководителем квартета трехструнных домр. Руководство ансамбля и высшее военное командование награждают Георгия Ивановича следующими боевыми наградами: медалями «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За Победу над Германией», а позже «20 лет Победы в Великой Отечественной войне».


После освобождения г.Минска в 1941г. Георгий Иванович занимается организацией художественной самодеятельности в Минской области. По его инициативе в 1944г. при Областном Доме народного творчества создается показательный оркестр народных инструментов, и уже на базе этого оркестра идет подготовка будущих руководителей самодеятельных оркестров.


С 1945г. по 1953г. Г.И.Жихарев руководит оркестром Белпромсовета, в то время лучшим самодеятельным оркестром г.Минска. Из состава участников этого оркестра создаются маленькие ансамбли, в частности – квартет балалаек в составе: балалайка-прима 1 , балалайка-прима 2, балалайка-секунда и балалайка-бас. В моем личном архиве имеется партитура «Польки» Гр.Пукста из оперы «Маринка» для такого коллектива, выполненная Георгием Ивановичем 29 мая 1957г.


С 1949г., будучи еще студентом консерватории, он уже являлся ее преподавателем по классу домры и балалайки. Первый его студент по классу домры – Михаил Аркадьевич Лисицын, первый студент по классу балалайки – Павел Карлович Потоцкий.


Завершив полный консерваторский курс музыкальных дисциплин в 1951г., Георгий Иванович работает педагогом в консерватории по многочисленным предметам.
С 1963г. по 1973г. Г.И.Жихарев будет избран и утвержден заведующим кафедрой народных инструментов.


С годами обучения в Консерватории связан один неожиданный эпизод его биографии. В первые годы учебы Георгий Иванович постигал дирижерское мастерство в классе доцента Николая Федоровича Маслова – хорового дирижера. По истечении некоторого времени Николай Федорович настаивал на том, что следует отстранить студента Г. Жихарева от курса дирижирования, а это влекло за собой отчисление из числа студентов Консерватории. За Г.Жихарева заступился Самуил Львович Ратнер – преподаватель класса специального дирижирования оркестром народных инструментов (скрипач по первому образованию, дирижер-симфонист по второму, ученик знаменитого профессора Ильи Александровича Мусина), взяв на себя ответственность за дальнейшее обучение студента Г.Жихарева и приняв его в свой класс. При этом он произнес о Г.Жихареве следующие слова: «Дирижером-профессионалом не будет, но руководить оркестром сможет». (Это неоднократно рассказывал коллега Г.И.Жихарева Леонид Соломонович Соломоник). Что из этого получилось, теперь мы уже знаем.


После окончания консерватории Георгий Иванович работает в Минском музыкальном училище им.М.И.Глинки педагогом по специальности (домра и балалайка), руководителем оркестровых коллективов – народного, баянного и балалаечного оркестров – и заведующим отделением народных инструментов. (Балалаечным оркестром он руководил на общественных началах, т.е. без оплаты). И в то же время Г.И.Жихарев начинает работать на Белорусском радио в качестве руководителя секстета домр и исполнителя партии домры (проработал в этом коллективе 15 лет). Пофамильный состав секстета домр по разным причинам обновлялся много раз. В моем архиве есть несколько фотографий секстета с известными музыкантами того времени. Секстет домр – уникальный коллектив по составу инструментов, по репертуару (домры-примы, альт, тенор, бас и контрабас).
Первый концерт после окончания войны секстет домр дал 1 декабря 1945г.


Из рассказа JI.С.Соломоника: «Г.И.Жихарев в первые дни войны собрал часть нотного материала из репертуара секстета, упаковал в чемодан и вывез в лес за пределы города. Там чемодан закопал в землю. Думал, что это ненадолго. После окончания войны он это место в лесу не нашел...»


С секстетом домр после окончания войны пели все солисты белорусской оперы, а впоследствии и солисты Белорусского радио – заслуженный артист БССР Юрий Смирнов (тенор лирический), Юрий Прищепенок (баритон), Ирма Левкевич (сопрано). Поиск новых тембровых сочетаний, владение исполнителями секстета домр родственными струнными инструментами натолкнуло Георгия Ивановича на интересную мысль – и в руках артистов ансамбля вместо семейства домр оказалось семейство БАЛАЛАЕК, ансамбль модифицировался в секстет балалаек с интереснейшим репертуаром, с новыми красочными тембрами звучания, необычными приемами игры и способами звукоизвлечения. Затем к секстету балалаек прибавились еще две разновидности балалаек – кварта и пикколо – и ансамбль стал октетом балалаек. Эти две «новые» маленькие по размерам и высокие по звучанию балалайки были куплены в комиссионном магазине в 1961г.


Вот такой состав из числа педагогов музыкальных учебных заведений г.Минска с участием самого Г.И.Жихарева просуществует до самого последнего дня его жизни. Пофамильный состав октета с годами менялся. О концертах октета балалаек писали: М.Г.Солопов (газета «Вечерний Минск» от 11 апреля 1972г.), Л.Л.Маевский (газета «Лiтаратура i мастацтва» от 26 февраля 1971г.), Г.Борисов (газета «Лiтаратура i мастацтва» от 31 декабря 1971г.).


В середине 1950-х гг. очень короткий период Георгий Иванович руководит оркестром народных инструментов Белгосуниверситета им.В. И. Ленина, приняв его из рук первого руководителя Николая Федоровича Корсака – по музыкальному образованию хорового дирижера и студента филфака БГУ.
Сильная занятость заставляет Георгия Ивановича расстаться с оркестром БГУ, где его сменяет в качестве руководителя его же коллега и ученик Михаил Аркадьевич Лисицын.
В мае 1952г. Г.И.Жихарев организовал инструментальную группу Государственного народного хора БССР. В 1953г. он оставил этот коллектив как руководитель, но творческие связи с ними не прерывал, выполняя инструментовки ряда пьес и песен белорусских композиторов.


Особое место в творческой биографии Г.И.Жихарева занимает созданные им два уникальных коллектива – оркестры русских народных инструментов Минского музыкального училища (1947г.) и Белгосконсерватории (февраль 1954г.) – каждый из числа студентов этих учебных заведений. Репертуар двух коллективов отличался по степени трудности, но были пьесы, которые исполняли оба оркестра: «Светит месяц» в обработке В.Андреева, «Полька-жарт» Н.Чуркина, много произведений Н.Будашкина, П.Куликова. Несомненно, что для учащихся оркестра ММУ это являлось стимулом в повышении исполнительского уровня, а для оркестра консерватории почетным покрови-тельством своим младших коллег. Поэтому пополнение оркестра консерватории за счет поступивших студентов из Минска являлось естественным явлением. Преемственность в манере игры, освоение нового репертуара, понимание дирижерских намерений поднимало консерваторский оркестр на более высокий уровень оркестрового исполнительства. Огромный репертуар оркестра консерватории украшали: «Классическая симфония» С.Прокофьева, финал «Симфонетты» Н.Чуркина, 9-ая «Неоконченная симфония» Ф.Шуберта, I часть симфонии №1 В.Калинникова, «Итальянская симфония» С.Василенко, «Русская рапсодия» и инструментальные концерты Н.Будашкина, Василенко, пьесы для солирующего баяна, цимбал с оркестром и многие другие. В то время некоторые из перечисленных сочинений не звучали даже в исполнении двух лучших московских оркестров – оркестра Всесоюзного радио и телевидения и Государственного оркестра им.Н.Осипова. В 1957г. оркестр консерватории был удостоен звания лауреата Всебелорусского фестиваля. Оркестр Минского музыкального училища несколько раз выступал в Большом зале Белгосфилармонии с программой в двух отделениях. Руководство этими двумя оркестровыми коллективами демонстрировало пример высочайшего профессионализма Г.И.Жихарева, начиная от организационных моментов и достигая вершин яркого концертного исполнительства. По примеру его дирижерской и оркестровой деятельности многие участники оркестров, еще будучи сами студентами, уже определенно выбрали нелегкий путь своего учителя и впоследствии достигли поставленной для себя цели.
Я боюсь забыть кого-то, но фамилии многих из участников оркестров говорят о том, что пройдя школу Г.И.Жихарева по классу оркестровой игры и занимаясь по специальности у своих педагогов, они могут вполне считать себя учениками Г.И.Жихарева и этим гордиться.


Вот далеко не полный список его «оркестровых» учеников: М.Козинец, М.Лисицын, Е.Гладков, П.Потоцкий, Э.Лембович, Г.Осмоловская, В.Рябов, Т.Шафранова, Л.Иванов, А.Лапунов, С.Кофанов, Вл.Перетятько, Л.Рогацкая, Б.Мацкевич, М.Жеренков, В.Щербак, О.Шепелевич, А.Берин, Г.Ермоченков, В.Чабан, П.Усов, Т.Панасенко, Р.Пармон, Е.Дягилев, А.Мартыненко, С.Любчук, Г.Шавкеро, Л.Смелковский, С.Соколов, А.Захорошко, Л.Маевский, Л.Гниломедов, Л.Горбатовский, Я.Волосюк, Л.Волосюк, А.Попов, В.Рыбаков, В.Писарчик, Г.Вишняков, А.Мамонтов, Анд.Мамонтов, Л.Зубарев, Р.Фридман, Р.Плучек, И Бельник, С.Шубина, К.Потоцкий, А.    Холщенков, Н.Фалейчик, Л.Соломоник, А.Сидорчев, Вл.Стриго, В.Малых, 3.Буславская, Л.Таирова и многие другие...


Интереснейшим явлением в оркестровом исполнительстве республики следует отметить создание Г.Жихаревым впервые в Белоруссии (1956г.) баянного оркестра в ДМШ №2 г.Минска, состоявшего из полного набора тембровых баянов.


В 1957г. этот оркестр занял третье место в результате конкурса, проходившего в рамках Фестиваля молодежи и студентов Белоруссии. Позже такой же оркестр будет создан им в Минском музыкальном училище и музыкальной школе-одиннадцатилетке при Белгосконсерватории.


Особого внимания заслуживает неповторимый и интересный коллектив, созданный Г.И.Жихаревым, – Балалаечный оркестр Минского музыкального училища им.М.И.Глинки. Необычный состав с балалайками квартами и пикколо (это редкие инструменты), специально созданный репертуар, т. к. ни одной печатной партитуры для такого оркестра не существовало, ставят этот оркестр в число уникальнейших музыкальных коллективов. Об этом оркестре написан студенческий реферат Марии Соломахо (научный руководитель – М.Г.Солопов). В репертуаре балалаечного оркестра – «2-ая венгерская рапсодия» Ф.Листа, «Скерцо» П.Чайковского, «1-ый концерт для цимбал» Д.Смольского, обработки и пьесы В.Андреева, Б.Трояновского, Н.Осипова. Этот коллектив Георгий Иванович возглавлял «на общественных началах».


Яркой страницей в истории оркестровой жизни республики было создание в 1957 г. Сводного оркестра народных инструментов из студентов Минского музыкального училища и Консерватории, участников художественной самодеятельности (всего 200 человек). Оркестр выступал в рамках программы Всебелорусского Фестиваля молодежи и студентов. Идея создания и звучания такого многочисленного коллектива приравнивается к звучанию большого сводного хора, только трудностей в организации оркестра по сравнению с хором намного больше. Расположение оркестра на сцене во время концерта, проведение совместных репетиций, большое количество аксессуаров и инструментов, их погрузка и перевозка – это только первые трудности создания сводного оркестра. Георгий Иванович писал все оркестровые партии сам от руки перьевой авторучкой, черными чернилами, тогда не было современной множительной техники. Его неповторимый почерк нотного письма – мгновенно узнаваемый – не создавал для музыкантов трудностей при чтении нот с листа.
Г.И.Жихаревым создано около 300 инструментовок и переводов для различных ансамблей и оркестров. Почему около? Потому что были партитуры «неучтенные», которые выполнены его студентами, а им только редактировались, а затем озвучивались в программах госэкзаменов. Создавались они в классе, иногда это напоминало сеанс одновременной игры в шахматы (несколько студентов работали, а Георгий Иванович здесь же консультировал их партитуры). По его рекомендации я выполнил две инструментовки: «Татарские напевы» А.    С. Ключарева для баяна и октета балалаек (соло на баяне исполнял Геннадий Мандрус) и украинская народная песня «Спать мне не хочется» в обработке Олеся Чишко (солировала Лариса Илюкович – сопрано). Затем Георгий Иванович отредактировал эти партитуры, причем исправления делал красным карандашом (сами инструментовки написаны мною простым карандашом). Правок было много. Георгий Иванович мне сказал: «Не огорчайся, т. к. зрительное восприятие простого карандаша и красного – это сразу заметно, а в моих рукописях синими чернилами написан нотный текст и синими мои же исправления – это не сразу бросается в глаза».


Будучи библиотекарем двух оркестров – ММУ и БГК при подклеивании и обновлении оркестровых партий, я естественно их анализировал, у меня возникали некоторые вопросы. Георгий Иванович многое объяснял, а кое-что – нет.


У него был природный внутренний оркестровый слух, предслышание звучания оркестра. Работу над готовыми печатными партитурами для оркестра народных инструментов он начинал с просмотра партии балалайки-примы, особенно сольных эпизодов. Он часто исправлял и редактировал свои же партитуры, если обращался к ним второй или третий раз. Это говорит о творческом подходе и совершенствовании своего мастерства – инструментовщика.


Георгий Иванович досконально изучил все основные учебники по инструментовке и инструментоведению: Франсуа Огюста Геварта («Руководство к инструментовке», пер. с франц. П. И. Чайковского. – М. - Лейпциг, 1901г.), И. А. Римского-Корсакова («Основы оркестровки», т. 1-2, Берлин. – М. - СПБ, 1913г.), С. Н. Василенко (Т. 1-2, М., 1952-59), Д. Р. Рогаль-Левицкого, Ю. Н. Шишакова («Инструментовка для оркестра русских народных инструментов», М., 1970г.), К. С. Алексеева (Музгиз, М., 1936г.).


При создании партитур скурпулезно следовал правилам инструментовки, голосоведения, соблюдения гармонических соединений аккордов, учета стилевых особенностей композиторов. Я сам был свидетелем, когда он целую неделю «спорил» с Алексеем Петровичем Грассом (автором песни), как соединить и правильно записать несколько аккордов.
Георгий Иванович Жихарев сам мог быть автором учебника по инструментовке. Много партитур знал наизусть. Интересен эпизод с пьесой Э. Грига «Последняя весна». Студент Марка Эммануиловича Шнейдермана дирижировал «Последней весной» в инструментовке современного композитора Игоря Обликина. А Георгий Иванович знал эту пьесу в инструментовке С.Я.Крюковского (сподвижника В. Андреева), а новую партитуру И.Обликина не встречал. Но прослушав ее, выразил сомнение относительно звучания некоторых эпизодов инструментовки.


Тогда М. Э. Шнейдерман пошутил: «И того, и другого инструментовщика выручает красивая музыка Э. Грига».


Партии струнных инструментов сочинялись им на основе великолепного знания технических и тембровых возможностей этих инструментов, их звуковых диапазонов, приемов игры на них, способов звукоизвлечения. Сам Георгий Иванович мог исполнить любую из них от домры-пикколо до балалайки-контрабаса, находясь до последних дней своей жизни в прекрасной исполнительской форме, т. к. он равноценно и виртуозно владел домрой и балалайкой.
Насколько я помню, то и баянисты никогда не жаловались на неудобство изложения баянных партий, в них все было исполнимо, удобно, хоть баяном Георгий Иванович не владел. Над созданием партитур он работал ежедневно, даже во время летнего отпуска на Браславских озерах (возил с собой нотную бумагу и чернила, писал хорошей перьевой авторучкой). Часто эти инструментовки создавались без фортепиано, «на слух», в т.н. «полевых условиях».


Составление программы выступлений оркестров под управлением Г.И.Жихарева – это настоящие спектакли с музыкальной режиссурой: от «завязки» до «кульминации» и «развязки». Его оркестры были неподражаемы, а во многом и недосягаемы, хоть к этому стремились многие руководители учебных студенческих коллективов, эта вечная дистанция так и оставалась в подборе репертуара, в манере и убедительности исполнения, трактовке, инструментовке – красочной, логичной и умной.


Многие годы в стенах Белгосконсерватории функционировал и пользовался огромным успехом и интересом у музыкальной общественности республики оркестр дипломников кафедры народных инструментов. В нем играли все студенты выпускного 5-го курса, студенты 3-го и 4-го курсов, а также успешные учащиеся Минского музыкального училища. Быть участником этого коллектива считалось почетным и было очень ответственно, состав оркестра утверждал сам Г.И.Жихарев. Многим студентам хотелось попасть в этот коллектив, т. к. их игра оплачивалась, а в то время мизерная материальная поддержка имела для студентов большое значение. Студенты-выпускники готовили свою госэкзаменационную программу под руководством своих преподавателей по классу дирижирования, а студенты младших курсов встречались и общались с интересными и уже знаменитыми тогда дирижерами С.JI.Ратнером, М.Э.Шнейдерманом, И.С.Абрамисом, И.С.Букреевым, А.Ф.Майзлером, Андроповым, В.Красноярцевым. В экзаменационных программах впервые звучали редко исполняемые в то время произ-ведения современных советских и зарубежных композиторов, русской классики: симфоническая поэма «Пинии Рима» Отторино Респиги (дирижер – студент В.Чабан, педагог – М.Э.Шнейдерман), «Лес шумит» Гр.Фрида (дирижер – студент В.Щербак, педагог – С.Л.Ратнер), Увертюра М.Теодоракиса к опере «Квартал Ангелов» (дирижер – студент Л.Маевский, педагог – И.С.Букреев), «Пляска цыганок» из оперы С.Рахманинова «Алеко» (дирижер – студентка Т.Шафранова, педагог – Э.Арашкевич).


Высокую оценку звучанию оркестра и выполненных студентами инструментовок в разные годы давали председатели госкомиссий – профессора института им.Гнесиных О.Агарков, Делициев, главные дирижеры Академического оркестра русских народных инструментов Всесоюзного радио и телевидения народный артист СССР Н.Некрасов и Вл.Федосеев. Послушать программы госэкзаменов приезжали выпускники прошлых лет, директора областных музыкальных училищ, редакторы музыкальной редакции Белтелерадиовещания, корреспонденты и фотокорреспонденты республиканских газет. Жаль, что тогда эти концерты-экзамены не были зафиксированы в звуковом и видеоизображении ни на какие виды носителей информации.


Георгий Иванович непременно, регулярно присутствовал на репетициях дипломного оркестра, часто давал ценные советы студентам-дирижерам по поводу звучания отдельных эпизодов произведений, а оркестрантам – рекомендации по поводу исполнительских штрихов, аппликатуры, способов звукоизвлечения, возможности многовариантно послушать и окончательно выбрать лучший по результатам отрывок.


У Георгия Ивановича был еще один коллектив музыкантов-единомышленников – КАФЕДРА народных инструментов из сорока педагогов по специальности, дирижированию, инструментовке, чтению партитур, истории исполнительства, методике обучения по специнструменту. Им великолепно был организован учебный процесс, всегда составлялся четкий план работы в начале учебного года, затем от студентов и преподавателей требовалось обязательное его выполнение в течении учебного процесса. В конце каждого учебного года Г.И.Жихарев сдавал в ректорат консерватории интереснейший отчет о проведенной работе. Проректор по учебной и научной работе консерватории Калерия Иосифовна Степанцевич утверждала, что его отчет о работе кафедры можно было читать как художественное произведение.


В оформлении документации кафедры, информации о всех мероприятиях учебного и воспитательного процесса и выполнения административных распоряжений много лет Георгию Ивановичу помогала лаборант кафедры Ядвига Степановна Трушкевич – очень любимая и уважаемая всеми студентами и педагогами кафедры.


Давно назрел вопрос о более глубоком и обстоятельном изучении его творческого наследия, увековечивании памяти Г.И.Жихарева, о издании ряда его партитур и переложений. На сегодняшний день изданы всего три: для балалайки и фортепиано – Увертюра И. Штрауса к опере «Летучая мышь», пьеса «Верасы» Гр.К.Пукста для оркестра народных инструментов и песня И.Лученка «Память сердца» для голоса в сопровождении оркестра народных инструментов.


Остается очень надеяться и терпеливо ждать, что кто-то проявит интерес и активность для исследования и издания хотя бы основных партитур Г.И.Жихарева. В учебниках по пению для общеобразовательных школ нашей республики есть статьи о народных артистах СССР Г.Р.Ширме, Г.И.Цитовиче, И.И.Жиновиче. Деятельность Г.И.Жихарева заслуживает того, чтобы его фамилия находилась в этом ряду. В учебниках по белорусской музыкальной литературе для учащихся ДМШ упоминания о нем тоже нет.


В личной беседе со знаменитым белорусским режиссером-кинодокументалистом Владимиром Александрович Орловым, снявшим прекрасные ленты о Е.Глебове, Б.Райском, Э.Рознере, ансамбле «Песняры» и др. я затронул вопрос о киноленте о Г.И.Жихареве. Немного подумав, В.А.Орлов ответил мне на много вопросов, которые я ему еще не успел задать. Оказывается, что все упирается в выбор и согласие основного заказчика кинопроекта в оплату очень дорогой сегодня импортной кинопленки, транспортные и командировочные расходы и многие «мелочи», о которых кинозрители иногда и не задумываются.


Несколько слов о роли Г.И.Жихарева в становлении и развитии популярнейшего сегодня в Беларуси инструмента – гитары. Это было в начале 1960-х гг. прошлого столетия. С 1962г. я учился в Минском музыкальном училище им.М.И.Глинки в классе прекрасного музыканта, великолепного исполнителя на многих народных инструментах, автора ряда произведений для домры и ансамблей Павла Карловича Погоцкого.


Он виртуозно владел трех- и четырехструнными домрами (всем семейством с их разным строем), всеми разновидностями балалаек, прекрасно играл на фортепиано (часто сам аккомпанировал своим студентам) и ... гитарой с шестью и семью струнами. В нашем классе иногда появлялся всегда улыбающийся, бодрый, добрый и веселый мужчина, который с Павлом Карловичем очень профессионально в присутствии домристов и балалаечников очень заинтересованно беседовал о гитаре, о гитарных нотах, о учениках по классу гитары. Павел Карлович нам его представил. Это был Петр Адамович Короткий – первый студент в ММУ по классу гитары (заочное обучение). Он уже имел хорошую специальность и высшее педагогическое образование, работал педагогом по физвоспитанию в медицинском училище. Но его сердце, мысли и чаяния принадлежали гитаре, и при представившейся возможности он был зачислен в класс гитары к П.К.Потоцкому.


Так вот открытием первого в республике класса гитары мы сегодня обязаны Г.И.Жихареву. Это благодаря его огромному авторитету, известности и ответственности за любое порученное ему дело Министерство культуры своим решением открыло класс гитары для желающих получить начальное и среднее образование по этому инструменту. Начальное образование по классу гитары дети впервые получали в ДМШ №2 г.Минска, а среднее – в Минском музыкальном училище. Г.И.Жихарев и П. К. Потоцкий приняли на себя большую ответственность за профессиональное обучение на гитаре и вскоре результаты были ощутимы. Тогда же в классе гитары заочно обучался очень способный, музыкальный и виртуозно владеющий гитарой Николай Семенцов из г.Гродно. Он исполнял некоторые произведения И.С.Баха в оригинале, не меняя тональностей, ему не составляло никаких трудностей исполнить моментально услышанное произведение на фортепиано, баяне, цимбалах, духовых музыкальных инструментах в любой тональности и почти в настоящем темпе. В г.Гродно он руководил эстрадным оркестром в городском Доме культуры. Те, кто слышал его оркестр, утверждали, что этот коллектив звучал на профессиональном уровне, поражавший слушателей мягким, приятным звучанием и очень свежими и неожиданными тембровыми сочетаниями.


А сам П.К.Потоцкий как профессиональный гитарист исполнял партию гитары в модном тогда эстрадном квартете (кларнет, аккордеон, гитара и смычковый контрабас) при Союзе композиторов БССР под руководством кларнетиста Якова Константиновича Лосева.


Я часто задаю себе вопрос: «А что бы было, если бы не было у нас Г.И.Жихарева? А если бы он не приехал в Минск? А если бы он не вернулся с войны? Сколько бы потеряло белорусское музыкальное искусство?» Сколько нашло – теперь мы знаем, ценим, дорожим. Значит, нам несказанно повезло, что он в нужное время оказался в столице Белоруссии, а мы в нужное время оказались рядом с ним. Многие учебные заведения и профессиональные коллективы мечтали о таком руководителе. Итак, по предварительным подсчетам Георгий Иванович Жихарев организовал и руководил 30-ю (тридцатью) оркестрами и ансамблями народных инструментов.


Иосифа Иосифовича Жиновича часто музыканты уважительно называли «Батя», а Георгия Ивановича Жихарева – «Шеф». В словаре иностранных слов (Москва, 1989г., 18-ое изд.) это французское слово означает «начальник», «глава». Г.И.Жихарев был главой и организатором оркестрового и ансамблевого исполнительства консерваторской кафедры; с его непререкаемым авторитетом у студентов и коллег по работе, преклонением перед его талантом – председателем жюри многих конкурсов и фестивалей.


Список учеников и коллег Георгия Ивановича, которые о нем уже ничего не скажут, с годами, к сожалению, расширяется: И.И.Жинович, П.К.Потоцкий, М.А,Лисицын, Вл.С.Перетятько, Н.А.Фалейчик, А.С.Захорошко, Л.Л.Иванов, Г.А.Ермоченков, Л.А.Смелковский, Г.Холщенков, Л.В.Гниломедов, Э.Н.Азаревич, В.Оловников – могли бы оставить о нем светлые, теплые и неповторимые воспоминания.


В день похорон Г.И.Жихарева, а впоследствии в дни скорби и его поминовения от белорусских музыкантов слышалось: «Вечная ему память». Сегодня, в день 100-летия со дня его рождения, мы восклицаем:    «Вечная ему СЛАВА!»