Педагогическая деятельность Г.И. Жихарева

Домра - Педагогическая деятельность  Г.И. Жихарева

Работа магистранта Белорусской государственной академии музыки им. Луначарского Е.В. Сильванович( научный руководитель- профессор Г.В. Осмоловская; Минск, 2001)

 

Георгий Иванович Жихарев – замечательный музыкант, мастер игры на домре и балалайке, педагог, дирижер, организатор оркестров, ансамблей, автор обработок, переложений, редакций и т.д. Его жизненный путь – яркий пример вдохновенного служения музыке. Творческий путь Георгия Ивановича, начавшийся в художественной самодеятельности, привел его к вершинам профессионального академического искусства. Он достиг подлинных высот в исполнительстве, оркестровом дирижировании и педагогическом искусстве. В формировании Г.И.Жихарева как художника сыграли большую роль его личностные качества – жажда знаний, упорство, природная одаренность. Привил Г.И. Жихареву любовь к музыке его отец Иван Иванович, который закончил Московский университет, был широкообразованным человеком, большим любителем музыки. Отец умел играть на разных инструментах и, заметив у сына музыкальные способности, стал первым его учителем. Он познакомил его с основами игры на фортепиано, балалайке, гитаре, баяне и других инструментах. Иван Иванович Жихарев организовал в Гомеле (1905г.) «известный хор балалаечников», который исполнял произведения различных стилей, от народных мелодий до популярных классических произведений. Маленький Георгий с детства впитывал в себя высокохудожественные образцы мирового искусства, исполненные на народных инструментах. Таким образом, он воспринимал домру, как инструмент, способный передать различные чувства, настроения, краски. Мальчик с детства привыкал исполнять музыку различных стилей и жанров.


Деятельность Г.Жихарева-педагога была направлена на формирование академической школы игры на домре в Беларуси. В период его деятельности в качестве заведующего кафедрой народных инструментов БГК (с 1962г) под его руководством была проделана большая работа по воспитанию высокопрофессионального уровня белорусских музыкантов всех специальностей. Именно в этот период на кафедре открылась ассисентура-стажировка, постоянно проводились кафедральные конкурсы исполнителей, научно-методические конференции, дискуссии по проблемам исполнительства, был заложен фундамент для научных исследований. Музыканты-исполнители стали выступать на всесоюзных и международных конкурсах. Георгий Иванович ввел в учебный план факультативные дисциплины. По его инициативе было организовано много отчетных студенческих концертов, созданы педагогические исполнительские коллективы. Кафедра отмечала научными докладами и концертами юбилеи выдающихся мастеров народной музыки – В.Андреева, Н.Осипова, Н.Белобородова, Н.Фомина – с целью обобщения опыта, утверждения исторической преемственности. Благодаря инициативной деятельности Г.И.Жихарева преподаватели и студенты осваивали новую литературу как нотную, так и методическую, научно-исследовательскую.


Георгий Иванович понимал, насколько важен уровень образованности музыкантов в классах домры, а потому добивался, чтобы содержание обучения, цели и задачи, методика обучения домриста соответствовали уровню музыкального воспитания в классах академических инструментов. Г.И.Жихарев в каждом своем студенте видел неповторимую личность, воспитание которой может дать положительный эффект только в том случае, если удастся распознать ее индивидуальность. Поэтому, как он считал, прежде чем ученика учить, его необходимо хорошо изучить. Это значит, что следует выявить различие в темпераментах, характерах, вкусах и стремлениях, взглядах студентов, определить различия в уровне их подготовки.


Поэтому так отличаются в своих творческих проявлениях воспитанные им музыканты. Для примера достаточно сравнить характерные качества некоторых из его выпускников-домристов: масштабность философа, композитора, организатора Леонида Смелковского и скрупулезность, вдумчивость педагога Леонтины Булыго (Семенковой); лидерские проявления директора МУ города Бреста, руководителя камерного оркестра Брестской филармонии Александра Мартыненко и склонного к научной деятельности, хорошо известного в СССР композитора и исполнителя Виктора Рябова и т.д. и т.п. При всех различиях выпускники Георгия Ивановича отличаются высоким профессионализмом, глубокой заинтересованностью, высокими моральными качествами, любовью к своему делу. И все это – доказательство эффективности педагогического воздействия Г.И.Жихарева.


Большое внимание Г.И.Жихарев уделял рабочему плану студента, такому его важному разделу, как характеристика ученика. Он считал, что составление плана требует от педагога самого серьезного и вдумчивого подхода, а характеристику рассматривал как некий прогноз, помогающий правильно определить и направить развитие данного ученика, а также наиболее верно найти средства воздействия на него. Внимательно изучая учащегося, Г.И.Жихарев чрезвычайно ответственно относился к прогнозированию путей его развития. Репертуарные списки студента, планы его учебной работы составлялись им скрупулезно и заблаговременно.
Показательным представляется подход Г.И.Жихарева к проблеме сложности включенного в рабочий план репертуара. Он строго соблюдал принцип естественности и постепенности, включал в программу произведения соответствующие сегодняшним возможностям студента. Хотя, Г.И.Жихарев включал в план пьесы, значительно превышающие уровень ученика, это давало каждому молодому музыканту заглянуть в свой завтрашний день. Наряду с этим, в планах встречаются совсем нетрудные произведения, которые ученик может быстро и хорошо выучить, публично исполнить, как можно лучше проявить себя. В учебные программы входили высокохудожественные произведения Н.Паганини, К.Сен-Санса, Э.Зарицкого, П.Сарасате и другие, а наряду с этим и облегченные народные обработки.


Г.И.Жихаревым было сделано более трехсот переложений и инструментовок что, в свою очередь, обогатило репертуар для различных ансамблей, оркестров, инструментов. Он заложил основу педагогического репертуара для всех звеньев в цепи музыкального образования. Основой являлись переложения классических произведений крупной формы, таких как концерты для скрипки с оркестром Ф.Мендельсона, «Пляска смерти» К.Сен-Санса, «Венгерская рапсодия» Ф.Листа. В репертуарном списке большое место отводилось произведениям западноевропейской классики – сочинениям Ф.Шопена, Ф.Листа, Ф.Шуберта, Э.Лало, Л.Бетховена, Г.Генделя. Исполнялись произведения и русских классиков – П.Чайковского, С.Рахманинова, Н.Глинки и других. Происходило и активное накопление оригинальных произведений для домры, написанных русскими композиторами Н.Будашкиным, Ю.Шишаковым, Б.Кравченко и другими.


Исполнение классических произведений требовало от ученика владения выразительной фразировкой, развитой техники, высокой культуры звукоизвлечения. Исходя из этого, Г.И.Жихарев стремился индивидуально подходить к выбору репертуара: ведь нельзя включить в программу учащегося училища произведение, которое исполняется в консерватории. Он никогда не перегружал задачами ученика, а умело распределял их на весь курс обучения. Г.И.Жихарев тонко чувствовал возможности музыкантов, пристрастие его к какому-либо репертуару, его работоспособность. Выстраивал последовательность изученных произведений по степени их сложности, сочетал при этом сочинения разных эпох, стилей, жанров.
Особый интерес проявлял Г.И.Жихарев ко всему, что создавалось непосредственно для народных инструментов. Он постоянно находился в творческом содружестве с белорусскими композиторами – Е.Тикоцким, В.Оловниковым, А.Туренковым, В.Золотаревым, Г.Вагнером и др. Благодаря этому было положено начало большой плодотворной работы по расширению белорусского репертуара для домры. В настоящее время это сотрудничество дает прекрасные плоды. Оригинальный домровый репертуар пополнился десятками сочинений таких как «Концерт для домры» Г.Ермоченкова, «Адажио» Войтика, «Лирическая», «Веселый танец» и «Баллада» Е.Глебова и другими произведениями белорусских композиторов – Г.Пукста, П.Абелиовича, Г.Суруса, Н.Литвина, Л.Смелковского, А.Шпенева и многих других.
Г.И.Жихарев воспитал целую плеяду домристов и балалаечников, по праву занимающих ведущее место в современном исполнительстве. Об этом свидетельствуют победы его учеников на различных конкурсах, их выступления по радио и телевидению, записи, отзывы прессы. Многие из них успешно сочетают концертную и педагогическую деятельность. В настоящее время белорусская домровая школа получила признание не только в нашей стране, но и за рубежом.


Заставляя студента думать, размышлять, анализировать, Георгий Иванович работал над пьесой так, что она не только оказывалась выученной и пополняла его репертуар, но и становилась образцом для решения аналогичных задач в будущем, т.е. давала возможность самостоятельно пройти пьесы такого же плана. Таким образом в ученике воспитывалась способность к самостоятельной работе.


В работе над музыкальной пьесой Георгий Иванович давал ученику свободу в выборе трактовки и средств художественной выразительности, вместе с этим эта свобода находилась под педагогическим контролем. Георгий Иванович постоянно стремился стимулировать поиски молодых музыкантов жить творчески в музыке, играть по-новому. Работа над впервые принесенной пьесой часто начиналась с дружеской беседы. Он не только выспрашивал, но и сам многое высказывал, влияя тем самым и на определение исполнительского плана произведения, и на ход мыслей исполнителя. Но преподносилось все так, что студент чувствовал себя равноправным участником творческого процесса, и как бы сам многое открывал.
Во время занятий Георгия Ивановича с одним студентом на уроке присутствовали и другие ученики, можно было встретить разных музыкантов и педагогов, которые приходили послушать его учеников и проконсультироваться. Эту форму урока он всячески культивировал, т.к. считал, что присутствие посторонних людей не мешает активным занятиям, а напротив, идет на пользу студенту, который становится собранным, приучается не волноваться перед слушателями. Весьма полезным представляется и такой прием, когда студенту, уже игравшему пьесу, которую сейчас проходит его товарищ, поручается поработать с ним над этой пьесой. А затем на основе анализа результатов такой работы делаются поучительные для всех выводы и обобщения. Занятия с Г.И.Жихаревым оставляли в душе у ученика большой эмоциональный след. На занятиях по специальности всегда была творческая атмосфера, присутствие новизны, Георгий Иванович выявлял такие возможности ученика, которые не видны при самостоятельной работе. Манера проведения урока предусматривала невозможность ремесленничества, господства технологизма.


Г.И.Жихарев обладал такими важными качествами для педагога как искренность, отрицал такие проявления как экономия сил, равно¬душие, отказ от поиска. Видя, что ученик может то, чего он не может, Георгий Иванович ис¬кренне у него учился. Обладая большим артистизмом, он мог работать в концепции ученика, т.е. на уроке Георгий Иванович полностью перевоплощается в своего студента, выступает так достоверно, что молодой музыкант полностью уверен в их совместных усилиях. Такая отдача и перевоплощение невозможны без любви к своим ученикам. Это чувство вносит в общение вдохновение, которое, в свою очередь, проецируется на музыку. «Любовь – есть онтологическое доказательство существования человека…» – говорил Ражников. Г.И.Жихарев понимал, что если нет любви к ученику, то нет ученика, нет музыканта, который имеет перспективу художника, нет человека способного на новые эмоциональные переживания.


Большое значение в привитии ученикам творческой самостоятельности Г.И.Жихарев придавал выработке ответственного отношения к авторскому тексту. Привычка точного его прочтения им как одна из необходимейших предпосылок художественного исполнения. Задача, которая ставилась Георгием Ивановичем, была объемна: исполнитель должен был увидеть в тексте абсолютно все – и содержание, и собственно нотную запись, и штрихи, и аппликатуру, динамику, термины и т. д. То есть все, через что, прежде всего, и решается главная задача исполнителя – как можно глубже проникнуть в замысел автора. Г.И.Жихарев также умело направлял ученика в решении этой задачи. Это происходило следующим образом: во время исполнения произведения с сопровождением фортепиано, Георгий Иванович дирижировал, пропевал, подчеркивал значительные моменты важными замечаниями, вел звучание за собой. Возникала такая яркая талантливая трактовка, что ученик уходил с урока окрыленный потребностью обновить в своей самостоятельной работе художественный образ.


Не остались без внимания и вопросы, касающиеся системы домашних занятий студентов. Г.И.Жихарев нацеливал молодого музыканта на осмысленную, содержательную работу, говорил о наиболее рациональных приемах, методах и о режиме работы. Заниматься он рекомендовал столько, сколько может сохраняться острота восприятия и необходимая продуктивность. Ставилась и достигалась задача постепенного увеличения «рабочей дозы». Г.И.Жихарев стремился развить у музыканта острую потребность трудиться, заниматься, получать огромное удовольствие от самого процесса творчества. Таким образом, у студента развивалась предельная сосредоточенность, без напрасной траты времени, развивалось желание и воля работать всегда, понимая, что даже если в данный момент нет вдохновения, то оно непременно появится в процессе труда. Г.И.Жихарев показывал это на своем собственном примере. Блестяще владеющий домрой, он постоянно совершенствовал свое мастерство, добивался поставленной цели, несмотря ни на болезни, ни на личные проблемы. Особое место Г.И.Жихарев уделял техническому совершенствованию учащихся. Техника для него была одной из важнейших предпосылок высокохудожественного исполнения и артистизма. Он вкладывал в понятие техники широкий смысл, понимая под этим не только беглость и быстроту, но и работу над музыкой. Г.И.Жихарев заставлял рассматривать любую техническую задачу как задачу музыкальную, художественную, и это делало занятия увлекательными и интересными. Например, проигрывание любого технического материала должно было отличаться красивым звуком, поиском колористических эффектов, чередованием агогических оттенков, различаться динамическими, интонационными, штриховыми вариантами.


Г.И.Жихарев требовал от своих учеников постоянного технического совершенствования, основным материалом для которого являются гаммы. Но и они использовались не только в плане освоения тональностей, грифа или приобретения аппликатурных навыков, но и как музыкально-звуковой материал, на котором отрабатывались самые разнообразные художественно-исполнительские задачи. Особое место среди таких задач принадлежат совершенствованию звуковой техники, т.е. заботы о качестве звука, о его характере, о штрихах, о тембровых красках и т.д. Так же на гаммах велась работа и над ритмикой, координацией, беглостью и т.д.
В работе над техническим развитием студента Г.И.Жихарев использовал и этюды, причем часто проходил их не в полном объеме, а небольшими частями, что давало возможность охватывать и совершенствовать одновременно большее количество этюдов, а значит – приемов и видов техники. Подходя индивидуально к технической проблеме любого ученика, Г.И.Жихарев использовал специальные упражнения – формулы, представляющие собой схемы наиболее типичных звукосочетаний и последований. Он придумывал различные упражнения, на любой вид техники для успешного преодоления технической трудности.


Во главе угла успешного изучения техники Г.И.Жихарев ставил вопрос о постановке игрового аппарата. Георгий Иванович был непреклонен в точности соблюдения основ постановочной техники, т.е. экономность движений, их удобство, целесообразность, свобода и т.п. Требования свободы игрового аппарата предполагало избавление его не от четкой организованности и волевой собранности, а от излишних усилий, ведущих к мышечному перенапряжению и становящихся серьезным тормозом технического развития исполнителя. Недостатки постановки аппарата Г.И.Жихарев видел сразу, от его внимания не ускользало ни положение рук, ног, корпуса, инструмента, следил за правильностью посадки. Он сразу устранял нехорошие привычки: качание головой, отбивание такта ногой, неумение студента слушать объяснение без перебирания пальцами на грифе и т.д. Исправления Г.И.Жихарев показывал наглядно, говорил об этом словесно. Не гнушался он и полной перестройки игрового аппарата, но и действовал очень осмотрительно, без нажима, обеспечивая тем самым заинтересованность и инициативу самого студента.


Серьезное внимание уделял Георгий Иванович развитию у своих студентов культуры выразительного «пения» на домре. Отсюда и то значение, которое придавалось кропотливейшей работе над звуком. Но звуком не просто красивым и напевным, а звуком, который входит и богатство красивой палитры, штрихи, приемы, динамика – все то, чем достигается выразительность звука, как важнейшего средства передачи содержания музыки.


Большое значение придавал Г.И.Жихарев знанию исполнителя звуковых границ своего инструмента, умело и в их пределах гибко пользоваться различными степенями силы звука. Причем не только такими распространенными, как PP, P, mF, F, FF, но и теми безграничными оттенками, которые существуют между ними. Работая над достижением звуковой красочности, Г.И.Жихарев всегда апеллировал к внутреннему слышанию звуковых особенностей различных инструментов и человеческих голосов, для чего стремился вызвать в воображении студента разнообразные ассоциации – то с глубоким голосом виолончели, то с трепетным пением лирического сопрано, тембром кларнета или с душевным пением сочного баритона и т.д. Также не оставалась без внимания и материальная основа звука, т.е. вопросы, которые связаны непосредственно с звукоизвлечением. (положения постановочного порядка, аппликатурные моменты, смена позиций и т.д.).


В достижении лучшего результата в работе над звуком Г.И.Жихарев видел в представлении ясной звуковой задачи и ясного слышания результата ее реализации. Для этого он не жалел ни сил ни времени для того, чтобы «раскрыть уши» своих студентов. Георгий Иванович не чурался и тех форм работы над развитием слуха, которые сегодня представляют привилегию только классов сольфеджио.


Теснейшим образом связывал Г.И.Жихарев работу над звуком с проблемой интерпретации музыкального произведения – это, прежде всего, стиль использования того арсенала выразительных средств, которыми располагает музыкант. Каждый студент реализует их по-своему, это уже зависит от того, насколько тонок и глубок вкус исполнителя, каковы его знания, общая культура, чувство меры, интеллект, зрелость. Г.И.Жихарев нацеливал молодого музыканта на большую неустанную работу по самостоятельному приобретению многообразного духовного комплекса, первостепенное внимание обращал на воспитание у студентов широкой общей культуры. Для этого он постоянно возбуждал в них интерес и любовь к театру, к живописи и литературе, скульптуре и архитектуре, к внимательному изучению жизни во всех ее проявлениях. За время обучения в консерватории ученики вырастали как художники и приближались в музыкальном развитии к нему. Решающую роль в этом процессе играл личный пример Георгия Ивановича, не только выдающегося музыканта, но и большого эрудита. Он воплощал в своей педагогической работе связь техники с интерпретацией, показав, что технические движения определяются характером звукового представления, живущего в представлениях музыканта.


Важнейшей целью педагогического метода Г.И.Жихарева явилось воспитание у учеников любви к выступлению на эстраде, к концертной практике, к живому, непосредственному контакту со слушателем. Для достижения высших результатов в приобретении этого навыка огромное значение имела организация публичных выступлений студентов. Использовать любую возможность поиграть перед аудиторией – это было в классе Г.И.Жихарева незыблемым правилом. Он в своих учениках видел, прежде всего, артистов и воспитывал в них исполнительскую волю. Георгий Иванович рекомендовал такие способы аутотренинга: умение внушать себе ощущение публичной игры; способность вызывать в себе адекватное концертному состояние эмоционального высочайшего напряжения; умение сосредоточиться и не отвлекаться; большую внутреннюю и внешнюю собранность. Для воспитания таких качеств Георгий Иванович заставлял слушать ученика исполнение целиком, часто приглашал в свой класс коллег, других студентов и музыкантов. Такие проигрывания пробуждали у молодого музыканта творческую артистическую инициативу, ставили его в положение, максимально приближенного к эстрадному выступлению. Перед концертом Г.И.Жихарев поддерживал ученика, внушал ему уверенность в своих силах, всегда настраивал на исполнение позитивно. Внимание студента отвлекал от эстрадного волнения и сосредотачивал на выборе, прежде всего тех качеств, которые помогали в преодолении волнения, способствовали сохранению власти над собой и концентрации всех духовных и физических сил. В связи с этим Г.И.Жихарев следил за физическим и психическим состоянием музыканта, обращал внимание на необходимость постоянной физической закалки, занятия спортом, укреплении нервной системы.


Одним из способов воспитать и развить чувство эстрады Г.И.Жихарев считал систематическое повторение ранее выученного материала, на котором проявление всех сторон эстрадного состояния артиста проще, чем на вновь выученном. Поэтому организация выступлений студентов с программами, состоящими из ранее пройденных произведений, была фактором постоянно действующим. Концерты били разные: в ДМШ, на предприятиях, в воинских частях, на избирательных участках и т.д.


Г.И.Жихарев стремился привить своим ученикам понимание их основного назначения, т.е. быть музыкантами-просветителями. Каждое выступление на сцене должно было быть искренним, будить прекрасные чувства, высшие стремления. Это акт не только профессиональный, но и моральный, этический. Молодой артист воспитывал в себе стремление нести людям свет богатейшего мира музыки, и формировал высочайшее чувство ответственности за свое выступление независимо от того, где оно будет проходить. Следует затронуть и значение ансамблевой игры в педагогической деятельности Г.И.Жихарева, т.к. эта форма музицирования обогащала творческий облик студента, его художественное сознание, обеспечивало формирование разносторонне развитого музыканта. Значение ансамблевой формы музицирования очень велико, т.к. включает в себя неограниченные возможности просветительской деятельности. Кроме того, ансамблевая форма музицирования дает музыкантам справиться с такими проблемами, как боязнь сцены, паническое волнение, неуверенность. Г.И.Жихарев умел раскрыть перед студентами художественное богатство ансамблевого музицирования, прививал им интерес к игре в ансамбле и оркестре.
Творческий потенциал Г.И.Жихарева не имел границ и, не смотря на большую занятость, мастер ансамблевого музицирования создал большое количество ансамблей, оркестров, самодеятельных коллективов. Это в очень большой степени способствовало тому, что ряд воспитанников Г.И. Жихарева, будучи великолепными исполнителями – солистами, все же избрали основным видом своей исполнительской деятельности именно ансамблевую форму.