Домра – это древнерусский струнно-щипковый музыкальный инструмент. Ее прообразом стал такой популярный русский народный инструмент, как балалайка. Самые первые данные о домре содержатся в дворцовых записях. Также она запечатлена в старинных лубочных картинах. Музыкантов, играющих на домрах, называли домречеями.
Адырна — древний многострунный щипковый музыкальный инструмент. Использовался древними тюрками и кыпчаками. Изначально делался в форме лука из дерева и кожи. К рогам крепятся колышки, потом натягивают струны. Иногда инструмент стилизовался под рогатых зверей (оленя, марала, козла).
Виола да гамба (итал. viola da gamba — ножная виола) — старинныйструнный смычковый музыкальный инструмент семейства виол, близкий по размеру и диапазону современной виолончели.
К истории развития русских народных оркестров в Москве в той или иной степени причастны четверо Алексеевых. Для того, чтобы не запутаться в том, кто есть кто, советую «разделить» их на две пары. Первая состоит из двух родных братьев — Петра и Сергея Ивановичей. Пётр Иванович — создатель обоих ведущих московских оркестров, которыми в общей сложности руководил 26 лет. Сергей Иванович — его правая рука во всех начинаниях.
В былые времена безусловной составляющей хорошего воспитания являлось музыкальное образование. Сегодня приоритеты во многих областях нашей жизни меняются – далеко не все родители и их чада готовы проводить ежедневно несколько часов за изучением нотной грамоты, игрой на музыкальном инструменте.
Домровое исполнительство как феномен, связанный с этнокультурными традициями музицирования и одновременно – отражающий совершенно новый, академический статус концертного бытования в наши дни, все активнее входит в сферу интересов украинских исследователей. Об этом свидетельствует постоянно расширяющийся круг специальной литературы.
Все-таки, интернет – великая вещь! Именно, с помощью этой паутинки я и разыскал Тамару Ильиничну Вольскую в США. В течение многих лет она преподавала в Уральской Государственной консерватории, что в Екатеринбурге, и, конечно, гастролировала по разным городам и весям, изумляя слушателей своим искусством.
Виолончель широко распространена как сольный инструмент, группа виолончелей применяется в струнном и симфоническом оркестрах, виолончель — обязательный участник струнного квартета, в котором является самым низким из инструментов по звучанию, также часто применяется в других составах камерных ансамблей.
Арфа — струнный щипковый музыкальный инструмент. Считается, что красотой своего внешнего вида она превосходит всех своих соседей по оркестру. Ее изящные очертания скрывают форму треугольника, металлическую раму украшают резьбой. На раму натягивают струны (47-48) разной длины и толщины, которые образуют прозрачную сетку. В начале 19 века старинную арфу усовершенствовал знаменитый фортепьянный мастер Эрар. Он нашел способ быстро изменять длину струн и тем самым высоту звука арфы.
Виуэла — испанский струнный щипковый музыкальный инструмент, близкий к лютне и имевший шесть двойных (настроенных в унисон) струн, первая струна могла быть одинарной.
Бузуки — струнный щипковый музыкальный инструмент, разновидность лютни. Происходит от древнегреческой кифары (лиры). Известен также под именем «баглама», распространен в Греции, на Кипре, в Израиле, в Ирландии («зук») и в несколько измененном виде в Турции (турецкий бузуки).
Гусли — древнейший струнный щипковый музыкальный инструмент, под названием которого в России понимаются несколько разновидностей лежачих арф. Гусли псалтированные имеют сходство с греческим псалтирем и еврейским киннором; к ним относятся: гусли чувашские, гусли черемисские, гусли клавирообразные и гусли, имеющие сходство с финским кантеле, латышским куклес и литовским канклес.
Сведения о домре в Беларуси сохранились в старинных дворцовых записях. В Польше сохранилось издание Библии перевода Семёна Будного (Несвижская, 1571 -72 гг., так называемая, "арианская")
Корпус имеет кузов, деку, которая закрывает кузов сверху и окантовывается по краям обечайкой, кнопки для закрепления струн и нижний порожек, предохраняющий деку от давления натянутых струн. В середине деки находится круглое отверстие — резонатор с фигурной розеткой. Над декой, около накладки грифа имеется навесной панцирь, защищающий при игре деку от царапин. Над струнами и нижним порожком иногда бывает укреплена подставка — подлокотник.
«Что такое Домра?» – этот вопрос нередко задают люди, узнав, что я играю на инструменте с таким названием. Другие, услышав «Домра», с радостью спешат продемонстрировать свою просвещенность и уточняют: «Знаем, это такая балалайка, круглая только».